8 апреля в 17.00 часов, по адресу: ул. Рабочая д.29/39
Выставка «Традиции и новаторство» представляет творчество трёх прекрасных художников – Евгения, Полины и Арины Яли. Произведения авторов, объединённых семейными и духовными связями, соседствуя друг с другом в экспозиционных залах, создают единое гармоничное пространство. И в этом пространстве, наполненном светом и воздухом, нежным, тонким и чутким отношением к миру, раскрывается своеобразие каждого из них.
Евгений Яли… Художник, искусство которого узнаёшь сразу и безошибочно: по индивидуальной живописной манере, особой интонации и состоянию – по тому, что принято называть «авторским стилем». Его творчество вписано в контекст не только саратовского, но и российского изобразительного искусства. Работы мастера находятся в постоянной экспозиции Радищевского музея и собрании Государственной Третьяковской Галереи, а также многочисленных частных коллекциях России и за рубежом.
Художник не часто устраивает персональные выставки и от того столь долгожданными бывают эти встречи. Чем же воздействует его искусство? Конечно, поэтической интонацией: тонким, лирическим, проникновенным звучанием. Особым состоянием самоуглублённости, несуетности и покоя, когда отбрасывается всё ненужное, сиюминутное и обретается возможность увидеть главное. Погружаясь в образный мир художника, мы получаем редкую возможность ощутить красоту мира, почувствовать ту удивительную гармонию, которая достигается с помощью мягкого, линейного ритма, тонкой и нежной цветовой нюансировки, построенной на сближенных, практически монохромных тональных оттенках, через еле уловимую, лёгкую пелену, окутывающую и смягчающую все предметные формы. И в этом живописно-пластическом решении чувствуется близость традициям саратовской живописной школы. Художник «разговаривает» с нами негромким голосом, не стремится привлечь к себе внимания разного рода эффектными приёмами, его интонация и поэтика – мягкая и тихая, рассчитанная на глубокого, думающего зрителя, способного сосредоточенно и вдумчиво смотреть на мир. Словно «останавливая» мгновения жизни, наделяя их протяжённым, эпическим звучанием, он обладает редким даром, в обычных, казалось бы мотивах, видеть глубинный, бытийный смысл.
Творческий импульс и особое отношение к миру Евгений Яли смог передать своим замечательным девочкам, своим дочерям: Полине и Арине, для которых он всегда был и есть ориентиром и примером служения искусству. Не меньшую роль в их формировании сыграла и мама – Людмила Павловна Бабушкина, блистательный педагог, воспитавший не одну плеяду талантливых саратовских мастеров.
Полина Яли представлена на выставке нежными, тонкими пейзажами и натюрмортами. И хотя её пейзажи перекликаются с работами отца, в них нет того эпического, монументального звучания, того покоя и ощущения «протяженности мгновения», наоборот, в них чувствуется, как быстро меняется жизнь, и как ценно то, что происходит сейчас. Тонкий, нежный колорит, построенный на мягких цветовых переходах, трепетные касания кисти, лёгкое, почти акварельное звучание создают ощущение хрупкой красоты мира и демонстрируют очень нежное отношение художника к натуре. Так же как и пейзажи, натюрморты Полины представляют собой некое живописное явление, обладающее самостоятельной ценностью. Букеты цветов словно растворяются в солнечной, воздушной атмосфере. Подёрнутый дымкой нежный цвет, с поразительной тонкостью уловленный художником, подчёркивает единство живописной поверхности и придаёт предметам небесную лёгкость, освобождая от обыденной прозаичности.
Произведения Арины Яли выполнены совсем в иной стилистической манере. Художник использует приём обобщения предметных форм, чётко выявляет их геометрическую структуру, использует локальные цветовые плоскости. Но в этих работах нет никакой «механистичности», наоборот, смелые, свободные, живые, они передают широкий спектр эмоций и чувств. Одни картины – экспрессивные, пронизанные динамикой цветовых плоскостей, «звучащих» в повышенных колористических контрастах, в которых можно увидеть «отсыл» к формальным поисках художников начала ХХ века, и, в частности, «Бубнового валета». Другие – нежные, поэтичные, построенные на мягких тональных переходах и тонких ритмических сопоставлениях. И в этом разнообразии живописных решений чувствуется творческая свобода, способность использовать тот или иной метод, продиктованный поставленной задачей.
Эта встреча предоставила нам уникальную возможность почувствовать как объединяющее начало в творчестве художников, так и выявить особенности образного мира и стилистической манеры каждого из представленных авторов.
Елена Дорогина