Скворцов Александр Васильевич

Лучшие работы Скворцова давно уже стали собственностью художественных музеев мирового значения – Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, графического кабинета Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Богатейшее собрание его гравюр принадлежит Радищевскому музею в Саратове, отдельные работы хранятся в музеях Казани, Астрахани, галереях и частных коллекциях многих городов России, а также ближнего и дальнего зарубежья.

А.В. Скворцов ещё при жизни обладал большим авторитетом среди мастеров гравюры и настоящих знатоков этого вида искусства. Не случайно писали о гравюрном универсализме этого мастера. Он работал в самых различных техниках печати - ксилографии, линогравюре, литографии, гравюре на картоне, но главные его достижения во всех разновидностях гравюры на металле: офорте, сухой игле, мягком лаке, акватинте, меццо-тинто. В последние годы жизни он охотно и очень успешно занимался цветной монотипией.

Скворцов достаточно уверенно работал в различных жанрах: в раннем его творчестве встречались портрет, интерьер, натюрморт, жанровые композиции, но с годами всё более преобладал пейзаж. Его справедливо называли певцом Волги. Хотя изредка у него встречаются и другие мотивы – Бахчисарай, Дон, Хопёр, Подмосковье, переулки и улочки старого Саратова, но всё-таки именно волжские мотивы заметно преобладают.

Волга на рассвете, в знойный полдень, ближе к закату и ночью; весной, летом, осенью и зимой; её берега, то пустынные, то оживлённые присутствием рыбаков, судоремонтников, отдыхающих; баркасы, рыбачьи лодки или яхты, скользящие по глади воды – всюду результат многократных натурных наблюдений, любовного и пристального вглядывания в жизнь великой реки.

Гравюрное мастерство Скворцова настолько высоко, что его как бы и не замечаешь: художественный язык этого великолепного графика всегда соответствовал решаемой им образной задаче.

 

 

 
^